Без машины не догнать: мифы и правда о северном сиянии

За бортом −17, но по ощущениям — как московский 0. Днем солнце едва поднимается над горизонтом, а дорога почти неразличима из-за метели, и это страшно.

Мы доехали от Мурманска аж до Териберки (той самой из «Левиафана» Звягинцева) в поисках северного сияния, но нужно ли было ехать так далеко?

Местные говорят, что в действительно плохую погоду из столицы Кольского полуострова до Териберки, бывает, едут сутки или даже больше. Нам повезло — дорогу, появившуюся всего-то в 1984 году, преодолели за 4 часа.

133 км по Серебрянской дороге разделяет Мурманск и Териберку. Зимой дорогу нередко заметает, ее закрывают на несколько часов или дней. Случалось, что она была закрыта даже на месяц. Тогда село оказывалось полностью оторванным от остальной России

Ехать колонной по этой дороге — вариант самый безопасный, но и самый сложный. Даже когда нет метели, снег, летящий из-под колес автомобилей, просто убивает всю видимость — различить можно только «аварийку» или противотуманку впереди идущей машины. Встречные автомобили выныривают из этой пелены абсолютно неожиданно, а ведь занесенная снежная дорога — узкая, разъехаться каждый раз чуть ли не едва удается.

Выбираем кроссовер для путешествия за северным сиянием

По такой дороге однозначно лучше всего ехать на кроссовере или внедорожнике. Да, местные порой гоняют и на «Грантах» с «Вестами», но им, в конце концов, всегда есть кому позвонить, чтобы вытащили из сугроба.

Наша колонна на маршруте Мурманск-Териберка — из самых новых «Ниссанов», представленных в России. Полный привод есть у всех — и он здесь определенно нужен, особенно в те моменты, когда глаза теряют ориентиры и правые колеса все-таки цепляют мягкий, вязкий край заснеженной дороги. Принципиально важным на таком маршруте оказался и обогрев лобового — только с ним возможно растапливать снег, без перерыва заваливающий стекло.

Что выбрать из модельного ряда Nissan для такой дороги — дело вкуса. Нам для экипажа из четырех не самых крупных человек больше всего подошел Qashqai — автомобиль достаточно азартный и чуткий в управлении, с адекватными настройками подвески (кому-то может быть жестковато, а вот тем, кого в транспорте укачивает — в самый раз!). Не слишком большой объем салона в холода становится преимуществом — быстрее прогревается и лучше держит тепло.

В мире в феврале 2021 уже был представлен Qashqai третьего поколения, но в России сейчас пока продается (и еще долго будет!) второе

Топовая двухлитровая версия Nissan Qashqai со 144-сильным бензиновым мотором достаточно экономична — топлива с лихвой хватило от Мурманска до Териберки и обратно, а реальный расход совпал со средним условным: 7,3 л на 100 км пути. Динамика у автомобиля не выглядит выдающейся: 10,4 с до «сотни», но по такой дороге это не имеет никакого значения. Куда важнее полный привод и крутящий момент в 200 Нм — на случай, если придется кого-то вытаскивать из сугроба.

Обновленный Nissan Qashqai второго поколения может похвастаться роскошной обивкой кресел кофейного цвета, которая оказалась очень практичной в дальней дороге. В машине все едят, пьют, крутятся, вертятся и генерят кучу мусора (ну будем честны, кто аккуратно ездит в путешествие?), — а обивке ничего не вредит.

Почему за северным сиянием нужно «гоняться»

В самом Мурманске полно жителей, которые не видели северного сияния никогда в жизни, несмотря на то, что оно есть над областью каждую зиму. Все дело в огнях большого города, мешающих наблюдать это удивительное явление.

Помешать наблюдать северное сияние может, конечно, погода. Без чистого неба его, как и звезды, не увидеть. А чистое небо зимой в Заполярье бывает не везде и не всегда. При этом переменчивая погода позволяет все-таки найти чистое небо, даже когда, например, возле самого Мурманска бушуют метели.

Именно это и помогло появиться специфической профессии охотника за северным сиянием. Местные жители (хотя, конечно, и не только они), хорошо изучив все нюансы наблюдения за северным сиянием, организуют ночные охоты для желающих увидеть Aurora Borealis.

Северное сияние — это свечение атомов и молекул в верхних слоях атмосферы, которое происходит, когда эти частицы сталкиваются с заряженными частицами солнечного ветра. Наблюдается в зонах, окружающих магнитные полюса земли.

Гиды наметанным глазом смотрят на сводки метеорологов, постоянно списываются друг с другом в специальных сообществах и бдительно «ловят» все признаки того, что в той или иной точке может быть и сияние, и чистое небо. Определив такую точку, туда и едут.

Чтобы понаблюдать за сиянием, некоторые охотники и их группы туристов паркуются зачастую прямо на обочинах (которых, по сути, нет). Это крайне опасно, ведь водители еще и выключают все освещение, чтобы не мешать наблюдению сияния.

Бывает, охотники ошибаются в определении точки наблюдения. Поэтому обычно охота за сиянием выглядит как несколько часов поездки на машинах или автобусах по Кольскому полуострову, причем обязательно на расстоянии от городов и сел. Предположили, что сияние будет там-то, приехали — его нет, отправились на следующую предполагаемую точку и так далее. Бывает, охота занимает 6-8 часов. В нашем случае хватило четырех.

Фотографии северного сияния делаются на хорошие зеркальные фотоаппараты и с большой выдержкой. Некоторые топовые модели мобильных телефонов тоже могут сфотографировать сияние, но таких моделей единицы.

Самое потрясающие в северном сиянии то, что есть немалый риск его не заметить. А его красота, которой хвастаются фотографы, может стать для кого-то великим обманом.

Если хотите сами сфотографировать северное сияние — даже не пытайтесь сделать это на простой мобильный телефон или старенький фотоаппарат-мыльницу

Но ладно сфотографировать: северное сияние можно просто не увидеть. Из нашей группы примерно половина людей ничего зеленого в небе просто не заметила — северное сияние выглядело просто как серая полоска вроде перистых облаков, что видны по ночам в чистом небе над Москвой.


Слева — фотография сияния, сделанная на телефон, без обработки. Справа — то, как многие в реальности видели его «глазами»

Разница в восприятии обусловлена индивидуальным строением глаз у разных людей. Речь не о дальтонизме — среди тех, кто видел северное сияние серым, в нашей группе оказались и мужчины, и женщины, с хорошим зрением и с плохим, и все наблюдатели днем прекрасно различают зеленые цвета.

Что делать на Севере, если сияние разочаровало?

И глаза могут «не сдюжить», и погода может «подвести». Случаи неудач у охотников за сиянием бывают нередко, поэтому туристам, отправляясь на поиски Aurora borealis, стоит все-таки иметь запасной план действий.

На Кольском полуострове туризм активно развивается, поэтому найти здесь развлечение не составит особого труда. Можно поездить по фермам и заповедникам, покататься там на оленях или в собачьих упряжках.

Олени развивают скорость до 60 км/ч, и катание на них — аттракцион, действительно захватывающий дух

Многочисленные фирмы предлагают и разнообразные туры на снегоходах. В той же Териберке, которая после выхода фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева все больше привлекает туристов, зимой на снегоходах едут по замерзшим озерам к замерзшим же водопадам на берегу Баренцева моря.

Море в Териберке зимой не замерзает благодаря теплым течениям, хотя теплым оно само не бывает ни в какое время года. Все-таки, хоть оно и называется «морем» — это часть Северного ледовитого океана.

Териберка — единственное место в европейской части России, где к Северному ледовитому океану можно подъехать на машине

Покидая Кольский полуостров, не стоит забывать о сувенирах. Отсюда все везут оленину в самых разных вариантах и рыбу, прежде всего, местного палтуса, который в Мурманске продается буквально на каждом углу.

Читайте также

  • Peugeot представила новый логотип
  • Land Rover выпустил самый мощный Defender V8 (фото)
  • Власти отложили обязательную фотофиксацию техосмотра
  • Какими видели машины будущего в Советском Союзе
  • Кто может не платить транспортный налог

Источник


TAG


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *